Главная
>
Статьи
>
«Я, Робот» / «I, Robot»

«Я, Робот» / «I, Robot»

09.08.2004
2
Режиссёр: Алекс Пройас
В ролях: Уилл Смит, Бриджит Мойнахэн

Режиссёр: Алекс Пройас В ролях: Уилл Смит, Бриджит Мойнахэн


Футуристические фантазии утратили величие и значимость, присущие им ещё пару-тройку десятилетий назад. Писатели-фантасты обмельчали и потеряли статус пророков, рисовавших картины нашего вероятного будущего. Среди великих остались лишь те, для кого главным был человек, а не межпланетные корабли, роботы, машины времени и прочие игрушки расшалившегося человечества. С фантастикой в кинематографе всё обстоит ещё проще – она предоставляет уникальную возможность реализовать на экране самые причудливые режиссёрские замыслы, а за неимением таковых – лишь грандиозные бюджеты и достижения современных технологий, что само по себе не так уж и мало.

Кроме того, даже совсем немного чуда позволяет прикрыть большинство прорех в сюжете и оправдать почти любые смысловые неувязки, ведь выдуманный мир (будущего или параллельной реальности) живёт по законам, придуманным его авторами, а значит, происходящее может не подчиняться ни логике, ни здравому смыслу. При этом фантастика практически перестала существовать как самостоятельный жанр, теперь это не более чем красочная оболочка для триллера, детектива, комедии и даже мелодрамы. В силу этих причин фантастических фильмов становится всё больше, они всё масштабнее и убедительнее, а смысла – неуклонно уступающего позиции зрелищной составляющей – в них всё меньше и меньше.



«Я, Робот» как раз из числа ярких образцов современного фантастического кино – красиво, масштабно, местами даже убедительно, но ни одной сколько-нибудь оригинальной – даже не идеи – трактовки идеи обнаружить не удастся. Да что там идеи, когда и приличным сюжетом фильм (точнее, его создатели) похвастаться не может. Сюжет, собранный из перелицованных рассказов Айзека Азимова, сводится к банальной детективной истории с добавлением триллера и мелодрамы. Погибает известный учёный, основатель робототехники Альфред Леннинг, и в его смерти оказывается замешан робот, что представляется абсолютно невозможным, потому как противоречит трём законом робототехники, самим же Леннингом сформулированным и заложенным в базовую программу каждого робота.



Так считают все, ведь так гораздо спокойнее, но детектив Спунер не согласен, на что у него имеется множество причин, среди которых на первом месте – простая неприязнь к железякам, цель существования которых, по его мнению, «смешать людей с дерьмом». Расследуя дело, Спунер по «дорожке из хлебных крошек» движется от смерти ученого, эту дорожку и насыпавшего, к выявлению вселенского заговора против людей. Но когда, пройдя через смертельно опасные испытания и лишившись полицейского значка (как же без этого), детектив всё поймёт, будет уже поздно что-то исправлять, и ему лишь останется со словами «я же говорил» пойти спасать неразумное человечество от деспотии бездушных кусков металлолома.



Персонажи картины, как и сюжет, отличаются удивительной плоскостью, один детектив Спунер чего стоит – классический коп-параноик, страдающий от перенесённой психологической травмы и, как следствие, ненавидящий тех, кто стал причиной этой травмы. Остальные герои и вовсе не стоят упоминания, единственный же, кто оказывается способен вызвать искренние, живые чувства – неправильный робот Санни с добрыми и удивительно печальными голубыми глазами. Что лишний раз свидетельствует о торжестве технологий и очередной победе в сфере визуальных эффектов, которые и составляют лучшую часть картины.



Сотни стоящих ровными рядами роботов смотрятся, конечно же, мощно и не могут не произвести впечатления, особенно впечатляют эти же роботы, атакующие машину Спунера (один из лучших эпизодов фильма). Да и сам автомобиль – Audi RSQ с хищным оскалом, штурвалом вместо руля и сферами вместо колёс – чуть ли не лучшее, что вообще можно увидеть на экране за почти два часа: видимо, в Ингольштадте дела с фантазией и идеями обстоят заметно лучше, чем в Голливуде. А вот роботы, с грацией спайдермэна штурмующие небоскрёб, выглядят скорее комично, впрочем, как и все потуги создателей картины на заявленную серьёзность и концептуальность.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать